☦ приход Воскресения Христова ☦ село Карабаново - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
02 Сентябрь 2013

Андрей спрашивает:
Здравствуйте о. Георгий! У меня следующий вопрос: "Насколько канонично изображение ипостаси Бога-Отца в виде старца, не является ли это заблуждением, поскольку Бог не изобразим. Господь Иисус Христос изобразим, поскольку воплотился и вочеловечился, но имеем ли мы право изображать Отца Небесного, если мы Его не видели?"
Спасибо!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Андрей!
Считается, что изображение Бога-Отца канонично. Софринские мастерские печатают иконы так называемой "Новозаветной Троицы", о которых Вы пишете. В Ватикане общеизвестное изображение Бога-Отца, если не ошибаюсь, Микеланджело. В тех храмах, где мне довелось служить, этого изображения, к счастью, не было. В одном была стенная живопись плохой сохранности, я попросил заштукатурить её и закрасить. Мне не приятно видеть такие изображения, но если бы я был Папой Римским, вряд ли мне бы позволили поступить так с фреской Микеланджело. Думаю, Вы знаете о полемике, которая велась на Руси по этому вопросу. Можно было и на плаху угодить.
Ещё раз повторяю, что это - только моё личное мнение.

27 Август 2013

Настасья спрашивает:
Батюшка, на мне очень страшный грех аборт. На момент аборта у меня уже был ребенок, пятимесячный мальчик. Роды были сложные, делали кесарево. О второй беременности узнала случайно никаких внешних признаков не было. Пошла ко врачу и там мне без сомнений сказали идти на аборт, мол стенки матки не выдержат и еще несколько противопоказаний. Я послушалась врачей и никогда себе этого не прощу. Ведь если этот ребенок был дан Господом, значит так должно было быть. Что происходит с душами неродившихся детей? Как искупить возможно этот грех, эту вину перед малышом? Помогите.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Настя!

Стыдно объяснять Вам - взрослому человеку - азбучные истины христианства. Непростительных грехов нет, если Вы были на исповеди, если священник прочитал разрешительную молитву, если Вы после этого причастились, это означает, что человек, кому дана власть "вязать и решить грехи", Вам этот грех простил. Сомневаться в этом - значит сомневаться в учении Церкви о Таинствах. Если Вам была назначена какая-то епитимья, Вы должны её исполнять.

Мне кажется, самое плохое в Вашем письме - попытка самооправдания. Когда человек кается, он не должен вспоминать никакие смягчающие обстоятельства. Грех есть грех. Но, повторяю, в искреннем покаянии он может быть прощён. Ваше отчаяние, о котором Вы пишете, тоже грех. Не прибавляйте к первому греху не менее тяжкий второй.

31 Июль 2013

Баренбаум Сергей спрашивает:
Церковь запрещает добрачные сексуальные отношения - нужно вступать в первый брак девственниками, но не у всех получается выйти замуж(жениться) в молодом возрасте, кто то из верующих в силу разного рода обстоятельств, до сих пор, и в 30, и в 35 и 40 лет один. Эти люди, тоже должны хранить себя до брака, оставаясь невинными? Не будет ли из-за подобного воздержания проблем со здоровьем?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Сергей!

1. На счёт здоровья обратитесь к врачу.

2. Очень жаль, что вопрос, который Вы задаёте, не обсуждался ни на одном из Соборов Русской Православной Церкви. Таких "недоуменных вопросов" пастырской практики сотни. Жаль, что их задают священнику.

3. Думаю, Вы не сомневаетесь, что любая внебрачная связь - грех, в котором нужно каяться. Есть грехи вольные и невольные, но они остаются грехами. Церковные правила налагают разные епитимьи на свершивших грех. Но, повторю, это всегда - грех.

4. Обратимся к Евангелию. К Христу привели женщину, уличённую в прелюбодеянии. Вспомним Его слова: "И я не осуждаю тебя, женщина, иди и больше не греши". Он не читал ей длинную мораль. Мне всегда хочется сказать то же самое: "И я не осуждаю, иди, и больше не греши". Апостол Петр как-то спрашивал Христа, сколько раз нужно прощать согрешившему. Ответ, я думаю, Вы помните.

5. Самое страшное - когда человек ищет оправдание своему греху, когда не кается, когда не осознаёт, что совершает грех. Есть три ступени: увидеть грех, покаяться в нём, избавиться от него. Если поднялся на первую ступень - хорошо, если поднялся на вторую - очень хорошо, если на третью - достиг святости. Мне не удалось за всю жизнь избавиться ни от одного моего греха, я радуюсь, если поднимусь хоть на первую ступеньку, иногда поднимаюсь на вторую.

Не думаю, что могу сказать Вам что-либо, чего Вы сами не знаете. Лет сто тридцать назад Анатоль Франс писал, что естественно было требовать невинности от двенадцати-четырнадцатилетних Изольды или Джульетты, но нелепо требовать того же в наши дни от тридцатилетних. Франс был не просто агностиком, а воинствующим безбожником. То же самое скажут Вам сегодня доктора. Я не скажу. Просто потому, что я - священник. Мне непонятно, почему человек не вступает в брак в 23-24 года. Я бы до сорока прожить один не смог. Все препятствия кажутся мне эгоистическими: карьера, финансы, жилплощадь и т.д. Я уверен, что "негоже человеку едину быти".

Мне кажется, что подобные вопросы нелепо обсуждать в Интернете. Нужно прийти в церковь, попросить священника об индивидуальной беседе, помолиться и задать ему свои вопросы.

09 Июль 2013

Татьяна р. б. спрашивает:
Что я могу сделать для моего отца (покончил с жизнью в 1961 году - самоубийством)? Похоронен где-то за оградой, моя мать даже не показала мне место его захоронения, а сейчас и её уже нет.А я до сих пор помню первые 6 лет своего детства с ним. Он очень любил меня.А я могу только лично молить о нём Бога, не упоминая в церковных записках о упокоении. Но достаточно ли этого? Может его можно как-то заочно отпеть? Буду очень признательна за ответ.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Татьяна!
В современной практике Русской Православной Церкви нет единого мнения по вопросу отпевания самоубийц. В нашей Костромской епархии архиепископ Александр, как правило, разрешал отпевать после 40-го дня. Сообщите, пожалуйста, где Вы живёте, я помогу Вам составить прошение на имя правящего архиерея. Возможно, Вы получите разрешение отпеть Вашего отца. Пишите, пожалуйста, на приходскую почту: karabanovo.prihod@gmail.com

04 Июль 2013

р.Б.Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!В молитвослове в молитвах на сон грядущим:8-я (24 по числу часов)11-я.Думаю,Вам задавали подобный вопрос.Впечатление- переставлены буквы.Две-убрать,росу-изменть падеж-появляется смысл.
Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: Песнь 8- сразу читаем:Из пламене преподобным...Как можно было жертву водою попалить? А вот жертву и воду(одновременно)-да! Вопрос задавал- ответа так и не получил. Дерзаю получить его от Вас! Простите и помолитесь о мне,грешном...

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Господь благословит!
Я не специалист по гимнографии, но мне кажется, что поэзия и логика не совпадали в прошлом, не совпадают и сегодня. Любой биолог скажет, что К.Чуковский ошибается: комар не может жениться на мухе.
Смысл восьмой песни перекликается с известным "Бог идеже хощет, побеждается естества чин". Думаю, здесь влияние пронизывающей всё христианское богословие антиномичности: небо-земля, Бог-человек, мать-Дева. Логически исключающие друг друга понятия соединяются.
На вопрос о вечерней молитве ответить не могу: здесь проблема перевода, я знаю греческий только в объёме курса семинарии. Обратитесь к священнику Валентину Асмусу, который принимал у меня экзамен по греческому.

17 Июнь 2013

Светлана спрашивает:
Из проповеди Святого Иоанна Шанхайского и Санкт-Францизского: "Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако, до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам апостола Павла, особенно грешны те, которые знают "что делающие нечто достойны смерти; однако не только делают их, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32)." Какие плоды покаяния, Отче, должны принести прихожане? Спасибо за ответ.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Светлана!
Мне трудно судить о февральской революции. Я полагаю, что это вопрос политический, а не церковный. Церковь не занимается проблемами политического и экономического устройства государства. Насколько я знаю, подавляющее большинство священнослужителей Православной Российской Церкви приняли февральскую революцию лояльно. Мы должны каяться не за установление того или иного государственного строя, а за антихристианские и антицерковные действия людей. В моём Живом Журнале я писал недавно ("Что такое хорошо и что такое плохо"), что все без исключения люди, жившие в СССР или в Третьем Рейхе, несут ответственность в большей или меньшей степени за преступления руководителей этих государств. Ни Ленин, ни Гитлер, ни Сталин не совершили бы сами никаких своих преступлений, если бы им не помогали миллионы. Я думаю, что и сегодня любая форма поддержки коммунистов, фашистов, шовинистов является продолжением тех же преступлений.
Все русские мыслители, которые в ХХ веке писали о покаянии, говорили о необходимости не индивидуального, а всенародного покаяния. Если Вы знаете историю Православной Российской Церкви, обратите внимание, что наши святители XI-XIV веков в случаях народных бедствий призывали весь народ к покаянию.
Если хотите более подробно, подойдите ко мне после службы или напишите на приходскую почту. Адрес почты и ЖЖ в разделе "Контакты".

17 Июнь 2013

раб Божий Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!:как быть,если близкий человек- родной брат(старший),посещая православный храм,говорит о старообрядчестве,как об истинной,неповреждённой православной вере,налагая Крест на себя двуперстием...Мне всё это весьма скорбно.Любые доводы в пользу истинности православной Церкви не приемлет,но ходит-то в наш храм! Меня,конечно же,не слушает...

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Владимир!
Очень прошу оставить брата в покое. Пусть молится так, как считает нужным. Господь принимает любую молитву на любом языке.
Не следует забывать, что не одно столетие люди молились так, как сегодня молится Ваш старший брат. Так молился и так клал крестное знамение игумен всея Руси преподобный Сергий Радонежский и сотни других святых. Думаю, Вы не сомневаетесь, что они все - в Церкви Торжествующей.
Мне самому не под силу класть поклоны по старому обряду. Посчитайте, например, сколько земных поклонов нужно положить во время чтения Великого канона Андрея Критского. Посоветуйте Вашему брату в будущем году Великим Постом пойти в одну из старообрядческих церквей и помолиться там. Очень бы хотел услышать его рассказ.
Не забывайте, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал и наш и дониконианский обряд равноспасительным. Если Вас интересует этот вопрос глубже, литературу по проблемам старообрядчества Вы легко найдёте в Интернете.
Храни Господь Вас и Вашего брата.

11 Июнь 2013

Светлана спрашивает:
Отче, как мне готовиться к исповеди и причастию. Какие каноны читать. Как правильно исповедовать свои грехи. Например, я возмутилась поведением дочери. Отсюда вижу грехи самолюбия (хочу, чтобы было по моему, и потому ее поведение меня задело), раздражения (даже если не было внешнего проявления, внутри что-то неприятное приподнялось и потом прошло), нетерпения (т.к. раздражение), нелюбви и пр. Ну, во всех добродетелях получается недостаток. Или, например, цыганка просит денег, дергает за рукав. Прохожу мимо. Через секунду испытываю стыд, даю деньги дочери она догоняет цыганку и отдает деньги. Опять усматриваю кучу грехов: нелюбовь,сердечная неотзывчивость, жадность или скупость, немилосердие. Попытки исправить свое поведение не свидетельствуют об отсутствия грехов, напротив, их подчеркивают. Помогите советом, спасибо.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Светлана!
Исповедь никогда не может строиться по алгоритму. Что читать и как читать - целиком зависит от Вас. Никто не сможет научить Вас говорить с отцом или с матерью. Вы читаете молитву "Отче наш", называете Бога Отцом, так и нужно говорить. Есть общие правила, но я не считаю их одинаково обязательными для всех. Одно правило - для начинающего, другое - для монаха. Одно - для богослова, другое - для человека без образования.
Исповедь - это раскаяние в грехах, а не вычитывание акафистов. Формальное вычитывание - это тоже грех.
С дочерью нужно только одно - любовь. Хвалите Вы её, кормите, наказываете - всё нужно делать с любовью. Это банально, но единственно возможно. ...и не надеяться, что дети отплатят нам тем же.
Цыганам никогда сам не подаю и другим не советую. Не потому, что они - цыгане, а потому, что профессиональные попрошайки. Такие же попрошайки-евреи круглые сутки стоят возле Стены плача в Иерусалиме. Если хотите, когда будете в нашем храме, расскажу десяток историй о нашем приходе и о наших друзьях в Норвегии: цыгане изувечили нашего алтарника Константина только за то, что он пускал их ночевать, кормил и поил; цыгане приносят многотысячные убытки норвежцам, которые приглашают детей из нашего детского дома.

11 Июнь 2013

Светлана спрашивает:
Отче, подскажите, пожалуйста, как относиться и можно ли держать дома (если случайно оказались) книги, содержащие как положения Святого Евангелия, так и другие мысли, которые не соответствуют или совсем не соответствуют содержанию и Духу Евангелия, в них много фотографий с изображением людей, позирующих в "роли" Спасителя. Можно ли просто выбросить, как быть с текстом Евангелия, который также внутри?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Светлана!
Дома можно держать всё, но не всякому человеку. В библиотеках духовных семинарий есть книги злобных атеистов, их используют для научных работ по апологетике и гомилетике. Я не могу ответить на Ваш вопрос прямо, потому что не знаю Вас, не знаю степень Вашей духовной зрелости. Если это Вам важно, приезжайте на службу и, если можете, привезите книги. Сжечь или иным способом уничтожить любые книги тоже можно, но всегда важно, почему Вы это делаете. Много столетий Церковь сжигала книги, содержащие антицерковные идеи.

04 Май 2013

Иерей Сергий Кузьмин спрашивает:
Отец Георгий, в своей статье, заголовком которой служат слова апостола Павла "к свободе призваны бы, братья", Вы допустили некоторую неточность. Участником Поместного Собора 2009 года от духовенства епархии мы выбрали иерея Андрея Казарина (в этом Вы правы). Однако дело том, что он никогда не был замом или помощником О.Н. Овчинникова и уж тем более не сидел у него в "прихожей". В приемной у него сидел отец диакон Андрей Лебедев. Именно он однажды, как Вы описываете, "побледнел и ответил почему-то шёпотом: «Олег Николаевич не благословляет беспокоить его»".
Иерей Сергий Кузьмин

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Спасибо, отче, за справку. Христос Воскресе!