☦ приход Воскресения Христова ☦ село Карабаново - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
14 Декабрь 2013

Елена спрашивает:
Дорогой батюшка ! Вот, что мне написал знакомый музыкант "Елена Ивановна, природа сотворена Богом. Храм построен людьми. Почему люди считают, что с Богом лучше общаться в том здании, которое построили люди, а не Он Сам?

Мне хотелось бы понять, на каком основании РПЦ считает себя православной церковью и церковью вообще. Православие, насколько мне известно, это не место пребывания, а неискажённое вероучение. Приведу лишь один частный пример: 30-е Апостольское Правило говорит о том, что если кто-то получит епископскую в Церкви власть, мирских начальников употребив, то он и все молящиеся с ним извергаются из Церкви. В РПЦ МП все архиереи после 1943 года ставились по согласованию с Тучковым, Карповым и другими уполномоченными по делам религий. А святые новомученики, даже почитаемые в РПЦ, основателя московской патриархии Сергия Страгородского и его последователей считали отпавшими от Церкви. См. наследие сщмчч. Серафима Угличского, Кирилла Казанского, Дамаскина Стародубского, Виктора Вятского и других, их много." Что мне ответить ему ?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаема Елена Ивановна!

В письме не один вопрос, а несколько.

1. Почему люди считают, что с Богом лучше общаться в том здании, которое построили люди, а не Он Сам?

Я думаю, что с Богом можно и нужно общаться везде и всегда. Тысячи подвижников уходили в лес, строили дом или рыли пещеру и там молились, т.е. общались с Богом. Почитайте, например, Киево-Печерский патерик, или любой другой патерик. Так жили и так молились египетские и сирийские монахи. Так жили и так молились все христиане в первые века.

Обычно люди, которые говорят, что Бог у них в душе и в церковь им ходить не за чем, просто пассивные безбожники. Спросите любого из них, как часто они молятся дома, в лесу, на берегу реки.

Последний вопрос, который задал мне архиепископ Хризостом перед рукоположением в 1979 г., был: "Если Вам придётся завтра служить Божественную Литургию в лесу, что Вы сделаете?" Ответ: "Я возьму благословение у правящего архиерея, попрошу антиминс, найду в лесу подходящий пенёк и буду служить".

2. Мне хотелось бы понять, на каком основании РПЦ считает себя православной Церковью и Церковью вообще.

Я не могу здесь подробно ответить на вопрос, что такое Церковь, где Её границы. Русская Православная Церковь - одна из частей Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Когда человека крестят, он читает Символ веры, т.е. свидетельствует перед Богом и людьми, что он верует в Троицу и в Церковь. Он делает это добровольно, без принуждения. Любой человек может отказаться читать Символ веры, т.е. засвидетельствовать, что он не член Церкви, что он в Церковь не верует. 30-е апостольское правило здесь ни при чём, оно ничего не доказывает и не опровергает. Оно действовало до императора Константина, до IV века, пока Церковь не была признана государством. Во все века земные правители в той или иной форме вмешивались в дела Церкви. Вспомните историю жизни свт. Иоанна Златоуста, времена иконоборчества, годы правления князя Дмитрия Донского (поп Митяй, митрополит Киприан), времена Ивана Грозного, Петра Первого, Анны Иоанновны и т.д. Многие православные архиереи возражали против вмешательства государства, например, хорошо известен случай из истории Русской Церкви ХХ века: на заседании Святейшего Синода решался вопрос о рукоположении во епископа. Члены Синода колебались. Обер-прокурор сказал: "Этого желают в Царском Селе". На что митрополит Антоний (Храповицкий) ответил: "Ну, если в Царском Селе желают, то мы и чёрного борова во архиереи поставим". Вопрос, естественно, был решён отрицательно. Правда, через некоторое время, когда первоприсутствующим членом Синода был митрополит Сергий (Страгородский), этого человека всё-таки во архиереи рукоположили.

3. 2000 лет в Церкви были достойные и не очень достойные священнослужители. "Кто нас поставил судьями?" После 1943 г. архиереев рукополагали другие архиереи, имеющие апостольскую преемственность, поэтому и сегодня мы все являемся членами Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Весь мир сегодня признаёт Русскую Православную Церковь частью Вселенской Церкви. И Вселенский Патриарх, и Папа Римский, и самые разные направления протестантов. Священномученик Кирилл (Казанский) не считал митрополита Сергия отпавшим от Церкви. Почитайте переписку этих двух митрополитов. Соловецкие епископы-исповедники не считали митрополита Сергия отпавшим. Это - точка зрения некоторых епископов (например, митрополита Иосифа (Петровых) и епископа Андрея (Ухтомского)). Мне кажется, что эта точка зрения ошибочная. Мне наиболее близка точка зрения митрополита Кирилла (Смирнова).

4. Если Вас серьёзно интересует вопрос о границах Церкви, об апостольских правилах и правилах Вселенских соборов, почитайте очень хорошую статью священника Михаила Шполянского "Церковь земная: разрывы и обрывы" (Вестник РХД № 185, 2003 г.)

Несколько раз мне приходилось читать лекции в храме о.Виктора Потапова в Вашингтоне. Каждый раз "катакомбный" архиепископ Лазарь (Журбенко) мучил меня ссылками на 30-е апостольское правило: "Все ваши епископы безблагодатные, потому что... (далее см. формулировку знакомого музыканта)". Но ведь сам архиепископ Лазарь получил иерейскую хиротонию от архиепископа Русской Православной Церкви Вениамина Иркутского, и если архиепископ Вениамин безблагодатный, то Лазарь - не священнослужитель.

29 Октябрь 2013

галина спрашивает:
ответте мне пожалуйста на вопрос как можно общаться со священником который смортрит на тебя <...>

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Галина!
Я думаю, Вам следует напечатать всё, что Вы пишете мне, тщательно исправить орфографические ошибки, расставить знаки препинания, и отправить письмом епископу Ферапонту. Только епископ имеет право судить священника. Если он сочтёт нужным, он соберёт епархиальный суд.

25 Октябрь 2013

Р.Б. Татьяна. спрашивает:
Насколько правомерным для православной церкви является такое понятие, как обет безбрачия, когда священник не имеет своей семьи и никогда не имел? Мы берём пример с католиков?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Татьяна!
Насколько я могу судить, первым священником, не принявшим монашеские обеты и не вступившим в брак, был известный историк Александр Васильевич Горский - ректор Московской духовной академии. Рукоположил его митрополит Филарет (Дроздов). Прежде рукоположения митрополит попросил Горского составить подробную историко-каноническую справку о допустимости целибата в Православии. Эту справку митрополит Филарет подал в Синод.
В ХХ веке такие рукоположения - обычное явление. Я знал в 70-е годы двух священников Тульской епархии - целибатов. Их рукополагал митрополит Ювеналий.

21 Октябрь 2013

галина спрашивает:
меня поп 16 лет гонит из храма видимо только по той причине что <...>

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Галина!
Буду благодарен, если Вы сообщите, в какой епархии Вы проживаете.
Никакой священник не имеет права не пускать кого-либо в храм. Боюсь, что Вы не совсем точно описываете ситуацию. Самое правильное - обратиться к правящему архиерею Вашей епархии с официальным прошением. Если архиерей сочтёт нужным, он передаст дело в церковный суд.
Сомневаюсь, что Ваш священник или его жена советовали Вашему мужу развестись с Вами. С подобными вопросами тоже следует обратиться к правящему архиерею.
Необходимо постоянно помнить, что Вы ходите в церковь не в гости к священнику, а только к Господу Богу. Храм - дом молитвы. Не придавайте большого значения священнику, человеку, который в этом храме служит. Любой священник - грешник. Постарайтесь быть снисходительной к его слабостям. Мне очень трудно что-то ещё сказать Вам просто потому, что я не знаю ни Вас, ни того священника, о котором Вы пишете.

17 Октябрь 2013

Галина спрашивает:
Проходят ли священники какую-то проверку на соответствие занимаемой должности?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Галина!
Нет, не проходят. Просто потому, что не существует критериев соответствия занимаемой должности. Очень советую почитать книгу архимандрита Киприана (Керна) "Пастырское богословие". Думаю, это лучшее пособие по предмету. Когда прочтёте, буду рад ответить на все Ваши вопросы.

05 Октябрь 2013

Елена спрашивает:
Отец Георгий, что такое "нищенство духовное "

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Мне кажется, заповеди блаженства следует воспринимать целиком, не отрывая одну от другой. "Нищие духом" и "алчущие и жаждущие правды" тесно связаны. Нищие духом, мне кажется, люди, которые умеют слушать. Это очень редкое качество. Умел слушать и Шерлок Холмс, но не для того, чтобы что-то исправить в себе. Эту заповедь блаженства легче объяснять "от противного", на примере людей, которые абсолютно не способны слушать. Посмотрите телевизионные дебаты - ни "левые", ни "правые" никогда не слушают друг друга, кричат, перебивают. Откройте "Мастера и Маргариту" - ни Воланд, ни кто-либо из его свиты не способен слушать. Старцы в самых разных монастырях не только учили, но и выслушивали сотни людей, приходивших к ним, внимательно, не перебивая. Я думаю, они умели слушать потому, что не гордились, не считали себя выше других. Думаю, это была подлинная нищета духовная. Почитайте рассказы об Оптинских старцах, об о.Иоанне (Крестьянкине), о.Кирилле (Павлове), о.Серафиме (Тяпочкине).

23 Сентябрь 2013

Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!Это не вопрос,скорее-благодарность за Ваши ответы.С братом моим Александром мы примирились и поняли друг друга.Мы, наверное,не понимаем всей милости и человеколюбия Божия,когда так повреждённый грехом мир ещё стоит.Любовь Господа к нам безгранична!Прошу Ваших святых молитв о нас,если возможно.Храни Вас Господь.Сил и здоровья вам!

06 Сентябрь 2013

Марина Краша спрашивает:
А как бы Вы, батюшка, ответили на четыре вопроса, приведённые в ссылке?
http://www.ng.ru/ng_religii/2013-09-04/1_lavry.html

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогие друзья!
На все четыре вопроса я регулярно отвечаю во всём, что говорю и пишу. Сергианство - грех. Оправдать его ничем нельзя. Можно объяснить поведение Патриарха Сергия и его соратников условиями, в которых они жили. Оправдывая сергианство мы, тем самым, обличаем весь сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Мне наиболее близка позиция Соловецких епископов-исповедников, позиция митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).
Анкета (все четыре вопроса) составлена некорректно. Нельзя ставить на одну доску Сталина и Церковь. Нельзя ставить знак равенства между Церковью и иерархами. Церковь не несёт ответственность за их грехи.
Я не могу полемизировать с М.Одинцовым, К.Харчевым, с протоиереем Всеволодом Чаплиным. Протодиакону Андрею Кураеву могу ответить, что ссылки на чужой грех ни в коей мере не могут оправдать мои грехи. Вся жизнь, все поступки христианина следует сравнивать только с Евангельскими заповедями. Никакого оправдания клевете на Новомучеников и Исповедников, за которую несут ответственность митрополиты Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) (см. книгу "Правда о религии в России"), нет и быть не может.

02 Сентябрь 2013

Андрей спрашивает:
Здравствуйте о. Георгий! У меня следующий вопрос: "Насколько канонично изображение ипостаси Бога-Отца в виде старца, не является ли это заблуждением, поскольку Бог не изобразим. Господь Иисус Христос изобразим, поскольку воплотился и вочеловечился, но имеем ли мы право изображать Отца Небесного, если мы Его не видели?"
Спасибо!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Андрей!
Считается, что изображение Бога-Отца канонично. Софринские мастерские печатают иконы так называемой "Новозаветной Троицы", о которых Вы пишете. В Ватикане общеизвестное изображение Бога-Отца, если не ошибаюсь, Микеланджело. В тех храмах, где мне довелось служить, этого изображения, к счастью, не было. В одном была стенная живопись плохой сохранности, я попросил заштукатурить её и закрасить. Мне не приятно видеть такие изображения, но если бы я был Папой Римским, вряд ли мне бы позволили поступить так с фреской Микеланджело. Думаю, Вы знаете о полемике, которая велась на Руси по этому вопросу. Можно было и на плаху угодить.
Ещё раз повторяю, что это - только моё личное мнение.

27 Август 2013

Настасья спрашивает:
Батюшка, на мне очень страшный грех аборт. На момент аборта у меня уже был ребенок, пятимесячный мальчик. Роды были сложные, делали кесарево. О второй беременности узнала случайно никаких внешних признаков не было. Пошла ко врачу и там мне без сомнений сказали идти на аборт, мол стенки матки не выдержат и еще несколько противопоказаний. Я послушалась врачей и никогда себе этого не прощу. Ведь если этот ребенок был дан Господом, значит так должно было быть. Что происходит с душами неродившихся детей? Как искупить возможно этот грех, эту вину перед малышом? Помогите.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Настя!

Стыдно объяснять Вам - взрослому человеку - азбучные истины христианства. Непростительных грехов нет, если Вы были на исповеди, если священник прочитал разрешительную молитву, если Вы после этого причастились, это означает, что человек, кому дана власть "вязать и решить грехи", Вам этот грех простил. Сомневаться в этом - значит сомневаться в учении Церкви о Таинствах. Если Вам была назначена какая-то епитимья, Вы должны её исполнять.

Мне кажется, самое плохое в Вашем письме - попытка самооправдания. Когда человек кается, он не должен вспоминать никакие смягчающие обстоятельства. Грех есть грех. Но, повторяю, в искреннем покаянии он может быть прощён. Ваше отчаяние, о котором Вы пишете, тоже грех. Не прибавляйте к первому греху не менее тяжкий второй.