☦ приход Воскресения Христова ☦ село Карабаново - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
05 Октябрь 2013

Елена спрашивает:
Отец Георгий, что такое "нищенство духовное "

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Мне кажется, заповеди блаженства следует воспринимать целиком, не отрывая одну от другой. "Нищие духом" и "алчущие и жаждущие правды" тесно связаны. Нищие духом, мне кажется, люди, которые умеют слушать. Это очень редкое качество. Умел слушать и Шерлок Холмс, но не для того, чтобы что-то исправить в себе. Эту заповедь блаженства легче объяснять "от противного", на примере людей, которые абсолютно не способны слушать. Посмотрите телевизионные дебаты - ни "левые", ни "правые" никогда не слушают друг друга, кричат, перебивают. Откройте "Мастера и Маргариту" - ни Воланд, ни кто-либо из его свиты не способен слушать. Старцы в самых разных монастырях не только учили, но и выслушивали сотни людей, приходивших к ним, внимательно, не перебивая. Я думаю, они умели слушать потому, что не гордились, не считали себя выше других. Думаю, это была подлинная нищета духовная. Почитайте рассказы об Оптинских старцах, об о.Иоанне (Крестьянкине), о.Кирилле (Павлове), о.Серафиме (Тяпочкине).

23 Сентябрь 2013

Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!Это не вопрос,скорее-благодарность за Ваши ответы.С братом моим Александром мы примирились и поняли друг друга.Мы, наверное,не понимаем всей милости и человеколюбия Божия,когда так повреждённый грехом мир ещё стоит.Любовь Господа к нам безгранична!Прошу Ваших святых молитв о нас,если возможно.Храни Вас Господь.Сил и здоровья вам!

06 Сентябрь 2013

Марина Краша спрашивает:
А как бы Вы, батюшка, ответили на четыре вопроса, приведённые в ссылке?
http://www.ng.ru/ng_religii/2013-09-04/1_lavry.html

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогие друзья!
На все четыре вопроса я регулярно отвечаю во всём, что говорю и пишу. Сергианство - грех. Оправдать его ничем нельзя. Можно объяснить поведение Патриарха Сергия и его соратников условиями, в которых они жили. Оправдывая сергианство мы, тем самым, обличаем весь сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Мне наиболее близка позиция Соловецких епископов-исповедников, позиция митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).
Анкета (все четыре вопроса) составлена некорректно. Нельзя ставить на одну доску Сталина и Церковь. Нельзя ставить знак равенства между Церковью и иерархами. Церковь не несёт ответственность за их грехи.
Я не могу полемизировать с М.Одинцовым, К.Харчевым, с протоиереем Всеволодом Чаплиным. Протодиакону Андрею Кураеву могу ответить, что ссылки на чужой грех ни в коей мере не могут оправдать мои грехи. Вся жизнь, все поступки христианина следует сравнивать только с Евангельскими заповедями. Никакого оправдания клевете на Новомучеников и Исповедников, за которую несут ответственность митрополиты Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) (см. книгу "Правда о религии в России"), нет и быть не может.

02 Сентябрь 2013

Андрей спрашивает:
Здравствуйте о. Георгий! У меня следующий вопрос: "Насколько канонично изображение ипостаси Бога-Отца в виде старца, не является ли это заблуждением, поскольку Бог не изобразим. Господь Иисус Христос изобразим, поскольку воплотился и вочеловечился, но имеем ли мы право изображать Отца Небесного, если мы Его не видели?"
Спасибо!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Андрей!
Считается, что изображение Бога-Отца канонично. Софринские мастерские печатают иконы так называемой "Новозаветной Троицы", о которых Вы пишете. В Ватикане общеизвестное изображение Бога-Отца, если не ошибаюсь, Микеланджело. В тех храмах, где мне довелось служить, этого изображения, к счастью, не было. В одном была стенная живопись плохой сохранности, я попросил заштукатурить её и закрасить. Мне не приятно видеть такие изображения, но если бы я был Папой Римским, вряд ли мне бы позволили поступить так с фреской Микеланджело. Думаю, Вы знаете о полемике, которая велась на Руси по этому вопросу. Можно было и на плаху угодить.
Ещё раз повторяю, что это - только моё личное мнение.

27 Август 2013

Настасья спрашивает:
Батюшка, на мне очень страшный грех аборт. На момент аборта у меня уже был ребенок, пятимесячный мальчик. Роды были сложные, делали кесарево. О второй беременности узнала случайно никаких внешних признаков не было. Пошла ко врачу и там мне без сомнений сказали идти на аборт, мол стенки матки не выдержат и еще несколько противопоказаний. Я послушалась врачей и никогда себе этого не прощу. Ведь если этот ребенок был дан Господом, значит так должно было быть. Что происходит с душами неродившихся детей? Как искупить возможно этот грех, эту вину перед малышом? Помогите.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Настя!

Стыдно объяснять Вам - взрослому человеку - азбучные истины христианства. Непростительных грехов нет, если Вы были на исповеди, если священник прочитал разрешительную молитву, если Вы после этого причастились, это означает, что человек, кому дана власть "вязать и решить грехи", Вам этот грех простил. Сомневаться в этом - значит сомневаться в учении Церкви о Таинствах. Если Вам была назначена какая-то епитимья, Вы должны её исполнять.

Мне кажется, самое плохое в Вашем письме - попытка самооправдания. Когда человек кается, он не должен вспоминать никакие смягчающие обстоятельства. Грех есть грех. Но, повторяю, в искреннем покаянии он может быть прощён. Ваше отчаяние, о котором Вы пишете, тоже грех. Не прибавляйте к первому греху не менее тяжкий второй.

31 Июль 2013

Баренбаум Сергей спрашивает:
Церковь запрещает добрачные сексуальные отношения - нужно вступать в первый брак девственниками, но не у всех получается выйти замуж(жениться) в молодом возрасте, кто то из верующих в силу разного рода обстоятельств, до сих пор, и в 30, и в 35 и 40 лет один. Эти люди, тоже должны хранить себя до брака, оставаясь невинными? Не будет ли из-за подобного воздержания проблем со здоровьем?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Сергей!

1. На счёт здоровья обратитесь к врачу.

2. Очень жаль, что вопрос, который Вы задаёте, не обсуждался ни на одном из Соборов Русской Православной Церкви. Таких "недоуменных вопросов" пастырской практики сотни. Жаль, что их задают священнику.

3. Думаю, Вы не сомневаетесь, что любая внебрачная связь - грех, в котором нужно каяться. Есть грехи вольные и невольные, но они остаются грехами. Церковные правила налагают разные епитимьи на свершивших грех. Но, повторю, это всегда - грех.

4. Обратимся к Евангелию. К Христу привели женщину, уличённую в прелюбодеянии. Вспомним Его слова: "И я не осуждаю тебя, женщина, иди и больше не греши". Он не читал ей длинную мораль. Мне всегда хочется сказать то же самое: "И я не осуждаю, иди, и больше не греши". Апостол Петр как-то спрашивал Христа, сколько раз нужно прощать согрешившему. Ответ, я думаю, Вы помните.

5. Самое страшное - когда человек ищет оправдание своему греху, когда не кается, когда не осознаёт, что совершает грех. Есть три ступени: увидеть грех, покаяться в нём, избавиться от него. Если поднялся на первую ступень - хорошо, если поднялся на вторую - очень хорошо, если на третью - достиг святости. Мне не удалось за всю жизнь избавиться ни от одного моего греха, я радуюсь, если поднимусь хоть на первую ступеньку, иногда поднимаюсь на вторую.

Не думаю, что могу сказать Вам что-либо, чего Вы сами не знаете. Лет сто тридцать назад Анатоль Франс писал, что естественно было требовать невинности от двенадцати-четырнадцатилетних Изольды или Джульетты, но нелепо требовать того же в наши дни от тридцатилетних. Франс был не просто агностиком, а воинствующим безбожником. То же самое скажут Вам сегодня доктора. Я не скажу. Просто потому, что я - священник. Мне непонятно, почему человек не вступает в брак в 23-24 года. Я бы до сорока прожить один не смог. Все препятствия кажутся мне эгоистическими: карьера, финансы, жилплощадь и т.д. Я уверен, что "негоже человеку едину быти".

Мне кажется, что подобные вопросы нелепо обсуждать в Интернете. Нужно прийти в церковь, попросить священника об индивидуальной беседе, помолиться и задать ему свои вопросы.

09 Июль 2013

Татьяна р. б. спрашивает:
Что я могу сделать для моего отца (покончил с жизнью в 1961 году - самоубийством)? Похоронен где-то за оградой, моя мать даже не показала мне место его захоронения, а сейчас и её уже нет.А я до сих пор помню первые 6 лет своего детства с ним. Он очень любил меня.А я могу только лично молить о нём Бога, не упоминая в церковных записках о упокоении. Но достаточно ли этого? Может его можно как-то заочно отпеть? Буду очень признательна за ответ.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемая Татьяна!
В современной практике Русской Православной Церкви нет единого мнения по вопросу отпевания самоубийц. В нашей Костромской епархии архиепископ Александр, как правило, разрешал отпевать после 40-го дня. Сообщите, пожалуйста, где Вы живёте, я помогу Вам составить прошение на имя правящего архиерея. Возможно, Вы получите разрешение отпеть Вашего отца. Пишите, пожалуйста, на приходскую почту: karabanovo.prihod@gmail.com

04 Июль 2013

р.Б.Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!В молитвослове в молитвах на сон грядущим:8-я (24 по числу часов)11-я.Думаю,Вам задавали подобный вопрос.Впечатление- переставлены буквы.Две-убрать,росу-изменть падеж-появляется смысл.
Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: Песнь 8- сразу читаем:Из пламене преподобным...Как можно было жертву водою попалить? А вот жертву и воду(одновременно)-да! Вопрос задавал- ответа так и не получил. Дерзаю получить его от Вас! Простите и помолитесь о мне,грешном...

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Господь благословит!
Я не специалист по гимнографии, но мне кажется, что поэзия и логика не совпадали в прошлом, не совпадают и сегодня. Любой биолог скажет, что К.Чуковский ошибается: комар не может жениться на мухе.
Смысл восьмой песни перекликается с известным "Бог идеже хощет, побеждается естества чин". Думаю, здесь влияние пронизывающей всё христианское богословие антиномичности: небо-земля, Бог-человек, мать-Дева. Логически исключающие друг друга понятия соединяются.
На вопрос о вечерней молитве ответить не могу: здесь проблема перевода, я знаю греческий только в объёме курса семинарии. Обратитесь к священнику Валентину Асмусу, который принимал у меня экзамен по греческому.

17 Июнь 2013

Светлана спрашивает:
Из проповеди Святого Иоанна Шанхайского и Санкт-Францизского: "Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако, до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам апостола Павла, особенно грешны те, которые знают "что делающие нечто достойны смерти; однако не только делают их, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32)." Какие плоды покаяния, Отче, должны принести прихожане? Спасибо за ответ.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Светлана!
Мне трудно судить о февральской революции. Я полагаю, что это вопрос политический, а не церковный. Церковь не занимается проблемами политического и экономического устройства государства. Насколько я знаю, подавляющее большинство священнослужителей Православной Российской Церкви приняли февральскую революцию лояльно. Мы должны каяться не за установление того или иного государственного строя, а за антихристианские и антицерковные действия людей. В моём Живом Журнале я писал недавно ("Что такое хорошо и что такое плохо"), что все без исключения люди, жившие в СССР или в Третьем Рейхе, несут ответственность в большей или меньшей степени за преступления руководителей этих государств. Ни Ленин, ни Гитлер, ни Сталин не совершили бы сами никаких своих преступлений, если бы им не помогали миллионы. Я думаю, что и сегодня любая форма поддержки коммунистов, фашистов, шовинистов является продолжением тех же преступлений.
Все русские мыслители, которые в ХХ веке писали о покаянии, говорили о необходимости не индивидуального, а всенародного покаяния. Если Вы знаете историю Православной Российской Церкви, обратите внимание, что наши святители XI-XIV веков в случаях народных бедствий призывали весь народ к покаянию.
Если хотите более подробно, подойдите ко мне после службы или напишите на приходскую почту. Адрес почты и ЖЖ в разделе "Контакты".

17 Июнь 2013

раб Божий Владимир спрашивает:
Батюшка,благословите!:как быть,если близкий человек- родной брат(старший),посещая православный храм,говорит о старообрядчестве,как об истинной,неповреждённой православной вере,налагая Крест на себя двуперстием...Мне всё это весьма скорбно.Любые доводы в пользу истинности православной Церкви не приемлет,но ходит-то в наш храм! Меня,конечно же,не слушает...

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Владимир!
Очень прошу оставить брата в покое. Пусть молится так, как считает нужным. Господь принимает любую молитву на любом языке.
Не следует забывать, что не одно столетие люди молились так, как сегодня молится Ваш старший брат. Так молился и так клал крестное знамение игумен всея Руси преподобный Сергий Радонежский и сотни других святых. Думаю, Вы не сомневаетесь, что они все - в Церкви Торжествующей.
Мне самому не под силу класть поклоны по старому обряду. Посчитайте, например, сколько земных поклонов нужно положить во время чтения Великого канона Андрея Критского. Посоветуйте Вашему брату в будущем году Великим Постом пойти в одну из старообрядческих церквей и помолиться там. Очень бы хотел услышать его рассказ.
Не забывайте, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал и наш и дониконианский обряд равноспасительным. Если Вас интересует этот вопрос глубже, литературу по проблемам старообрядчества Вы легко найдёте в Интернете.
Храни Господь Вас и Вашего брата.