☦ приход Воскресения Христова ☦ село Карабаново - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
13 Сентябрь 2014

Владимир спрашивает:
Отец Георгий, в связи с последними политическими событиями в мире и вчастности в Украине, все чаще говорят о грядущей мировой войне. Не раз слышал такое мнение от верующих. Оно якобы основывается на предсказаниях, сделанных афонскими старцами, старцами Оптиной пустыни и др.
Смысл предсказаний в том, что грядет большая война, со многими погибшими, что Россия будет раздираема на части, что по оканчании этой войны люди захотят одного правителя и этим правителем станет антихрист. Что описываемые события уже начались с началом войны в Сирии. Вобщем, люди стоят на пороге последних времен.
Скептицизм мой по поводу этих предсказаний поугас, когда я заметил что у них очень много сторонников.
Возможно мой вопрос не по адресу... Но, возможно, у Вас есть мнение на этот счет. Как относиться к предсказаниям, сделанными старцами?
С большим к Вам уважением.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Владимир!
Лет двадцать пять назад некто Михаил Антонович Денисенко (тогда - Филарет, митрополит Киевский и Галицкий) рассуждал на тему "как нам избежать апокалиптического тупика". Так он именовал Второе пришествие. Я думаю, что "избежать" никому не удастся. Мне кажется, сегодня люди слишком много думают и говорят об антихристе и слишком мало - о жизни Будущего века. Антихрист меня не интересует, его царство - тоже. В Символе веры о нём ничего нет.
Если говорить о политике, я вижу в противостоянии на Украине только злую волю каких-то негодяев. По-моему, в мире есть две опасности: так называемый исламский фундаментализм и коммунистический Китай. Третьей опасности я не вижу. Тексты афонских старцев и оптинских монахов - это не Священное Писание, нет никаких оснований говорить о богодухновенности этих текстов. Преподобный Серафим Саровский предсказывал, что архиереи впадут в нечестие, это тоже - не богодухновенное Священное Писание, но почему-то православные люди в подавляющем большинстве интересуются политикой, а не жизнью Церкви. Если мы сохраним в чистоте заповеди Божии, если мы будем любить Бога и ближнего, никакие антихристы нам не страшны.

08 Сентябрь 2014

Елена спрашивает:
"Религия - это попытка структурировать любовь, определить её, категоризировать, догматизировать, канонизировать и систематизировать. И тем самым убить. Как это происходило - об этом подробно описано даже в Библии. Похожее происходит всегда. С чем бы светлым люди ни встретились, всегда у немалого их количества находится желание обуздать её и поставить себе на службу".
Что можно ответить на такой бред, когда говорит , вроде бы человек интеллигентный и образованный?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Для меня религия - это моё личное отношение к Богу. С первого дня, когда я был крещён, я твёрдо знаю, что Христос обращается ко мне. Я понимаю, что существует миллион вариантов взаимоотношений человека и Бога, не буду полемизировать ни с одним из них, но мне дорога моя религия. Апостол Иоанн неизменно говорит о любви. Любовь неповторима. Можно составить учёные трактаты о типологии любви. Трактаты останутся трактатами, а любовь всегда неповторима. Думаю, что отношение человека к Богу равным образом неповторимы. Говорят, что неповторимы отпечатки пальцев, форма уха или радужная оболочка глаза, тем более неповторима душа человека, её отношение к Творцу.

06 Сентябрь 2014

Елена спрашивает:
Мне кажется, что я, нечаянно, нашла ответ на вопрос Михаила, кот. задан 7 июля. У святителя Антония Сурожского в книге "уверенность в вещах невидимых". Вот : " есть языческие религии.Я уже не раз говорил, что мы живем в мире полумрака: абсолютная ясность знания, видения, которая была до падения, померкла, у нас остались смутные воспоминания, образы, которые возникают и исчезают. Когда мы знакомимся с тем, что языческие религии могут сообщить о Боге, мы склонны с легкостью осуждать это как кощунство, неведение, безумие. Но это – представления людей, которые, бродя в полумраке, напрягают память, что-то вспоминают, но потом обнаруживают провалы в воспоминаниях и пытаются заполнить эти провалы. И время от времени появляется человек, который сообщает нечто решительно подлинное. За полторы тысячи лет до Христа в Египте жил фараон по имени Эхнатон [66 - Эхнатон (1419–1400 до н. э.) – десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тин. Эхнатон знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия.]. Он отверг всех идолов и сказал: «Единственный образ Бога – сияющий солнечный диск, но даже этот образ Богу несоразмерен». До революции в Сибири жило племя (я не знаю, что с ним стало потом) с таким сознанием величия и тайны Бога, что оно не имело слова для Бога, отказывалось такое слово придумать. Когда речь заходила о Боге, люди замолкали и поднимали руки к небу, потому что только таким образом могли сообщить о Боге, не делая Его пленником слов, которые неизбежно ограничены и узки." И далее : Если познакомиться с содержанием древних религий человечества, месопотамских, быть может, в первую очередь (это место, откуда Авраам отправился на поиски Бога), то мы обнаружим, что многое в них составлено из крупиц истины, которые несет, как щепки по реке, поток воображения. Этот поток воображения может течь по верному или ложному руслу, но все же в него вкраплены элементы истины. Порой кто-то неожиданно проявляет чуткость, утраченную остальными. В прошлый раз я приводил вам пример египетского фараона, который понял, что Бога нельзя назвать, что Его нельзя никаким образом представить, и решил: единственное допустимое для Него сравнение – это солнце. Он верил в Бога невыразимого, но не непознаваемого. После смерти фараона его прозрение было забыто, но на мгновение, за полторы тысячи лет до Рождества Христова, египетский фараон это почуял.
Я вам также упоминал об исчезнувшем в Средние века племени сибиряков, которые считали, что Богу нельзя дать имени, Бог свят, и поэтому, когда эти люди хотели на Него указать, они замолкали и поднимали руку к небесам в знак того, что говорится о Том, Чьего имени они не знают, и даже, если бы знали, то не решились бы произнести.
То же можно сказать о философских взглядах и мировоззрениях, которые кажутся чуждыми христианству чуждыми Евангелию и даже Ветхому Завету: в них присутствуют проблески правды, то там, то здесь обнаруживается крупица или значительная доля истины, но заключенная в отвлеченные формы или рассуждения. И вот мы живем в период, когда можем посмотреть на наших братьев и сестер во Христе и сказать: «У нас общие корни, мы верим в одного Бога, Единого в Троице: Отца, Сына и Святого Духа. Мы рассуждаем об этих Трех Лицах в человеческих (я чуть было не сказал: убогих – убогих в сравнении с Самим Богом) категориях, и это нас разделяет. Давайте меньше говорить и больше жить в единстве с Богом, жить в Боге, жить для Бога, и постепенно мы придем к единству не на интеллектуальном уровне, а на уровне понимания и жизни».

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Много лет я с радостью слушал митрополита Антония, с радостью читал его. Мне очень нравится и то, что он говорит здесь, но половина того, что им сказано и в книгах написано, мне чуждо. Просто потому, что он - это он, а я - это я.
Мне совершенно чужды вопросы, на которые, как думает Елена, отвечает митрополит Антоний.

16 Август 2014

Оксана спрашивает:
Добрый день, отец Георгий! У нас с мужем нет детей. Я бы хотела спросить Вас, как правильно молиться в этом случае? Спасибо!

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Оксана!
Библия рассказывает о многих семьях, в которых не было детей. Мне кажется, что в любом несчастье молиться нужно одинаково, Господь всегда знает, какая у нас беда, о чём мы просим. Я всегда обращаюсь с молитвой к Господу, к Богородице, к Иоанну Богослову, к целителю Пантелеимону. Мы тоже помолимся о Вас. Как зовут Вашего мужа?

07 Июль 2014

Сергей спрашивает:
Добрый день. Как посоветуете относиться к тому, что некоторые батюшки служили КГБ и Церкви одновременно? Какой - то осадок от этого... Со скандалов торговым в девяностые смирился, ну все бывает, а вот это как - то корябает душу.. Хотя понимаю, что не все, и пытались как - то выживать, но все равно грустно и противно...

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Сергей!
25 лет назад этот вопрос меня тоже очень беспокоил. Насколько могу судить, я был первым священнослужителем Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который публично поднял этот вопрос, моё интервью "Чекисты... в рясах" было напечатано в еженедельнике "АиФ" через несколько дней после ГКЧП. Какие-то другие материалы частично напечатаны в книге "Записки сельского священника" и на сайте нашего прихода в разделе "Библиотека". Священнослужители - обычные люди. Сексотами были и писатели, и композиторы, и офицеры, но епископы и священники подвергались государственной машины намного больше всех других людей. Думаю, надо простить доносчиков, как мы прощаем людям прочие грехи. Пусть их судит Господь.

07 Июль 2014

Михаил спрашивает:
Здравствуйте, отец Георгий! Христос Воскресе! Я обращался с этим вопросом ко многим, получал ответ, но такой, который бы развеял все мои сомнения, пока не услышал. Осмелюсь потревожить Вас, буду очень признателен, если найдете время и напишите. Заранее спасибо!
Я верующий христианин, а тут вдруг смутился. С чего,
собственно, началось мое смущение: приобрел журнал "Загадки Истории", а там вот что: Бог Яхве заимствован у
египятн <...>
Еще не у всех можно спросить, некоторые начинают ругаться. А я никого смутить не хочу, просто разобраться хочется.
Может Вы что - нибудь скажете по этому поводу? Откуда такие сведения о Ягве - Иисусе Христе? Спасибо! (извините,
что мучаю вопросами, но мне это правда важно)

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Уважаемый Михаил!
Мне кажется, что с подобными вопросами следует обращаться к профессорам духовных академий, а я - простой сельский священник, окончил Московскую духовную семинарию в 1984 г., и подобными сложными проблемами никогда не занимался.

01 Июль 2014

Василий спрашивает:
Уважаемый о.Георгий! Я не думаю, что нынешний украинский кризис имеет какое-то духовное измерение и требует от христианина определенной политической позиции. Но противники Майдана и европейской ориентации Украины постоянно ссылаются на пророчества и суждения святых. Например, слова о. Серафима Тяпочкина о Украине и Белоруссии: "Те, кто в этих народах против союза с Россией - даже если они считают себя верующими - становятся служителями диавола". Или Лаврентий Черниговский, пророчество о церковном расколе: "Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная(!!!), а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать". Те антиукраинские настроения, которые сейчас господствуют в РФ, операются на всевозможные подобные слова старцев о единстве наших народов, о непринятии украинской автокефалии, даже если она законна и т.п. Старцы ссылаются на то, что это им открыто свыше, стало быть, спорить нельзя. Сам я не могу принять сердцем все это, хотя я сам великоросс, отнюдь не украинский патриот. Как относиться к этим высказываниям и суждениям прозорливых подвижников? Ведь они говорят, что это не просто их мнение, а открыто им. Вопрос этот не политический, а об авторитете святых в Церкви.

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Василий!
Давайте начнём не со старцев, а с Евангелия. В следующее воскресение, 6 июля, во всех православных храмах читается 25 зачало Евангелия от Матфея об исцелении слуги римского сотника в Капернауме. Римляне - оккупанты, сотник - офицер оккупационной армии.
Мне кажется, что христиане, главным образом, должны быть не "против" кого-то, а "за". Это - кардинальное разделение между христианством и различными сатанинскими учениями. Национал-социализм, коммунизм всегда строились на злобе, ненависти, на сопротивлении врагу. "Уничтожим евреев, уничтожим мировой империализм и построим рай на земле"... Христианство никогда не ставило своей целью уничтожение внешнего врага, оно всегда боролось против врага внутреннего. Виноват не кто-то внешний, не "он", а я. Переделать, исправить не "его", а себя. Каждый человек в России должен понимать, что виноват в конфликте он, каждый человек на Украине должен понимать, что виноват в конфликте он.
Мне совершенно безразлично, что говорили какие-то люди о единстве славянских народов. Это их личное мнение. Во Христе нет украинцев, нет белорусов, нет русских. У Христа нет автокефалий. Мы или христиане, или сатанисты. Другого деления я не знаю.

30 Июнь 2014

Елена спрашивает:
А где сейчас находятся мощи святого Тихона Луковского ?

Наталия отвечает:
Святые мощи преподобного Тихона пребывают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Ивановской области.

17 Июнь 2014

раб Божий Глеб спрашивает:
Отец Георгий, хотелось бы узнать ваше мнение по двум вопросам:

1. Как вы относитесь к записям "служки" Святого Серафима Саровского - Николая Александровича Мотовилова. И к пророчеству о воскресении Святого Серафима.
"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему...
Пророчество о будущем воскрешении Серафима Саровского."

2. Можно ли в течении КРУГЛОГО ГОДА в дополнение к вечерней молитве читать "Христос Воскресе из мертвых"?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогой Глеб!

1. Я отношусь к любым словам Серафима Саровского так же, как к проповедям моих собратьев-священнослужителей. Я не выделяю Серафима Саровского из всего сонма святых. Что-то в его словах правда, что-то ошибка. Хотя в моей жизни Серафим Саровский занимает совершенно особое место. Первый раз я переступил порог православного храма в ноябре 1949 года. Это было в Курске. Я работал рентгентехником в туберкулёзном диспансере, и моя ровесница медсестра позвала меня в церковь: «Юрка, пойдём, там будут рассказывать о 70-летии Сталина».

Я не знал, что такое церковь, о чём там рассказывают, слушать о Сталине мне вовсе не хотелось. Но эта девчонка мне очень нравилась, поэтому я согласился и пошёл. Теперь понимаю, что это было всенощное бдение в субботу. Служил курский епископ, было много народу, душно и непонятно. Я достоял до Великого славословия и ушёл, твёрдо решив, что никогда больше в церковь не пойду. Это был курский Сергиево-Казанский кафедральный собор на улице Максима Горького. В 1955 году я был крещен, в 1956 твёрдо решил стать священнослужителем. Обращался к двадцати или больше епископам – в России, на Украине, в Средней Азии. Мне неизменно отказывали. В ноябре 1979 года, ровно через тридцать лет, может быть с точностью до одного дня, в том же кафедральном соборе меня рукополагал архиепископ Хризостом.

Это тот храм, о котором рассказывается в житии Серафима Саровского, во время строительства которого он мальчиком падал, но остался жив. Если хотите, можете считать, что меня привёл в Церковь именно Серафим Саровский, что по его молитвам я стал священником. На служение в Церкви меня благословил в Симферополе архиепископ Лука в день его 80-летия.
Считаю нужным повторить, что, по моему глубокому убеждению, все святые, в том числе и Серафим Саровский, – обычные люди, такие же как мы с вами. Они в Церкви торжествующей, мы – в Церкви воинствующей. Их проповеди не являются частью Священного Писания и, повторяю, частично это правда, частично – ошибка, заблуждение. Как бы вы ни воспринимали записи Мотовилова, это ваше личное дело, ваше личное убеждение.

2. Мы называем Бога Отцом, мы все обращаемся к Нему со словами «Отче наш». Правила, как говорить с Отцом, не существует. Я думаю, что Отцу нельзя хамить, Отца нельзя обманывать. Всё остальное можно. Говорите с Отцом так, как вам хочется, в любой день года.

24 Май 2014

Р.Б.Галина, Г.Кострома. спрашивает:
В настоящее время наблюдается необычайное паломничество к старцу Иоанникию в село Чихачёво Ивановской области. Чем это можно объяснить? И так ли необходимо туда стремиться?

священник Георгий Эдельштейн отвечает:
Дорогая Галина!
Не первую тысячу лет люди ищут, кому бы поклониться. И в наши дни люди стоят по многу часов в очереди, чтобы поклониться "дарам волхвов", поясу Богородицы, мощам св. Матроны Московской. Я думаю, что всё это правильно, если люди за всем этим видят Христа, молятся Ему и кланяются Ему. Как учит нас Священное Писание, "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи".
За годы своей жизни я знал многих очень достойных священнослужителей (архимандрита Кирилла (Павлова), митрополита Антония Сурожского, святителя архиепископа Луку Симферопольского) все они учили меня, что они ничем не лучше любого рядового священнослужителя.
В нашем Карабановском храме я много раз повторял, что Церковь - не клуб, где мы ищем симпатичных нам собеседников, а Дом молитвы. Я одобряю любые встречи с любым священнослужителем, пока он не становится для нас кумиром, предметом поклонения, пока он не заслоняет от нас Господа.
К сожалению, православные христиане сегодня не всегда это помнят.