+ приход Воскресения Христова + село Карабаново - прот. Г. Эдельштейн: К вопросу о диалектическом противоречии формы и содержания (на примере РПЦ МП)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

прот. Г. Эдельштейн: К вопросу о диалектическом противоречии формы и содержания (на примере РПЦ МП)

читать и комментировать в ЖЖ

 

Митрополит Сергий (Страгородский) был неудержимым шутником и весельчаком. Внешне такой всегда серьезный, пожалуй, даже угрюмый, сидит за своим Ундервудом, брови насупив. И звание у него такое серьезное: Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Но когда читаешь (даже не очень внимательно) что он на Ундервуде напечатал, смеешься до слез, до коликов, ну и юморист, вот так балагур! Правильно говорят, что внешность бывает обманчива.

 

Особенно хорошо у него получалось, когда нужно было спасать Церковь. Последние семнадцать лет жизни он только и делал, что глумился над Новомучениками и спасал Церковь. За это его наследники в Московской Патриархии присвоили ему почетное звание "мудрый старец".

 

Вот, например, он очень смешно рассказывает о расстреле большевиками (далее своими словами не получится, аромат не сохранить, процитирую подлинник): "церковных деятелей, которые прикрываясь рясой и церковным знаменем [тут, надо полагать, имеется ввиду хоругвь? Г.Э.], вели антисоветскую работу. Православная Церковь сама громко и решительно осудила таких своих отщепенцев." В чем здесь юмор?

 

Любому профану известно, что к 1942 году когда писалась книга "Правда о религии в России", откуда взята эта цитата, НКВД-шники держали на свободе трех митрополитов - Сергия, Николая да Алексия. Именно они и только они трое были Православной Церковью, которая сама громко и решительно осуждала. Осужденные отщепенцы — это митрополиты Вениамин (расстрелян в 1922 г.) Иосиф, Кирилл, Петр, Серафим (все расстреляны в 1937 году), еще там сотня-другая всяких-разных архиепископов да епископов. Примерно сотня тысяч архимандритов, игуменов, протопопов, попов, дьяконов, чернецов, ктиторов, певчих, богомазов и прочих "церковных деятелей" — отщепенцы, одним словом, контрреволюционную работу все вели, прикрываясь кто рясами, а кто хоругвями.

 

Трудно усомниться, что автор весело хихикал, когда сочинял и печатал такую ахинею.

 

Или вот еще анекдотец из того же фолианта 1942 г. Премудрость. Вонмем.

 

<...>

Эмигрантская пресса без стеснения проводила параллель между гонениями первых веков христианства и современными "гонениями" в России. Наиболее озлобленные публицисты не уставали выдумывать всяческие небылицы. Например, помнится напечатанный в карловчанской газете рассказ, как большевики настигли где-то около железной дороги епископа Андрея Ухтомского и расстреляли его на месте: так он и упал на рельсы с "котомочкой за плечами". А "расстрелянный" еще много лет потом благополучно здравствовал и занимал епархию.

<...>

("Правда о религии в России", М., 1942г., стр. 8)

 

Два-три слова о самой книге. И название ее — глумливое, и выходные данные — глумливые, и содержание — само собой — глумливое.

 

Во-первых, нет и не может быть в книге ни слова правды ни о чем: как писал И. А. Ильин, в Совдепии лжет всё без исключения: лжет радио, газеты, книги, чины, ордена, деньги, так называемая "Патриаршая Церковь". Понятия "Совдепия и "правда" несовместимы, они исключают друг друга. Смешное название.

 

Во-вторых, книга не могла быть напечатана в Издательстве Московской Патриархии, ибо никогда не было в Совдепии такого издательства, это нечто вроде "скинданса" или "слонопотама". Слово есть, но в реальной действительности оно ни с чем не соотносится. Смешно.

 

В-третьих, достаточно мельком взглянуть на любую географическую карту тех лет, чтобы убедиться, что не было тогда России.

 

Еще раз убеждаемся: в каждом слове по шутке. Балагур.

 

И содержание зело глумливо. Прохожу, мол, как-то я, смиренный митрополит имярек, мимо киоска "Союзпечати", где всякие лживые антисоветские газетенки да журнальчики продаются (у нас ведь в СССР это запросто, хоть буржуазные, хоть эмигрантские; и в избах-читальнях на столах валяются) дай-ка думаю, погляжу, что там церковно-эмигрантская пресса о гонениях на религию и Церковь еще насочиняла и наврала. Злобные все они и ужасно лживые, всему прогрессивному человечеству известно, что никогда не было и нет у нас ни на кого никаких гонений.

 

Вспомнил я об этих гнусных шутках старого циника-правдолюбца потому, что издательством "Мосты культуры" переиздана монография М. Зеленогорского "Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского)" М., 2011г. Издание можно назвать и вторым, и третьим.

 

За последние 25 лет опубликованы сотни книг о сатанистах ХХ века, об извергах рода человеческого, злейших врагах и палачах России. Исследования о Новомучениках и Исповедниках исчисляются жалкими единичками. Мы чтим их память устами своими, сердца же наши отданы мудрому старцу да его вернейшему духовному чаду митрополиту Никодиму (Ротову), такому же правдолюбцу и спасателю Церкви.

 

Книга о епископе Андрее рождалась и создавалась у меня на глазах, у истоков стояли чудо и неимоверное упорство автора, о чем кратко рассказано в предисловии. Помощниками и вдохновителями были соседи по подмосковному поселку священник Евгений Бобков и многолетний сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии Евгений Алексеевич Карманов. Они же были первыми читателями, редакторами и рецензентами книги. Первое издание вышло тиражом 7 (семь) экземпляров, в переплете, иллюстрированных фотографиями. Второй экземпляр машинописного труда приобрел Издательский отдел, четвертый по сей день стоит у меня на книжной полке в Костроме.

 

Потом было второе издание (тираж 50 тысяч), теперь вышло третье, дополненное.

 

Летом 1979 года саратовский архиепископ Пимен вызвал меня в помещение архива: дело срочное и архиважное. "Быстро, — говорит, — в автомобиль, не привлекая внимания сотрудников епархиального управления".

 

На заднем сидении "Волги" пожилой человек в засаленной соломенной шляпе и китайском плаще "Дружба": архиепископ Куйбышевский Иоанн, приятель нашего архиерея.

 

Часа через два, в лесу, после трех партий в городки и удачной рыбалки, вежливо благодарю Владыку, что подарил моему хорошему знакомому М. Л. Гринбергу копии документов о епископе Андрее. "Подобные знакомства не делают Вам чести. И благодарить не за что. Дал только чтобы отвязаться, велел поскорее ехать в Москву и забыть меня и мой адрес".

 

Е. А. Карманов, по его словам, как-то вышел на несколько минут из кабинета, вернулся — на столе тетрадь невесть откуда появилась. Поглядел — все о епископе Андрее. Отдал соседу Михаилу. Так и рождалась книга. Думаю, молитвами отца Евгения Бобкова. Быть может, и сам епископ Андрей помогал.

 

Перечитал еще раз воспоминания нашего весельчака: "...большевики настигли где-то около железной дороги епископа Андрея Ухтомского и расстреляли его на месте: так он и упал на рельсы с "котомочкой за плечами". А "расстрелянный" еще много лет потом благополучно здравствовал и занимал епархию..." Какую же епархию благополучно занимал потом расстрелянный много лет?

 

А. И. Солженицын рассказывает в повести "Один день", что следователь написал в деле Ивана Денисовича, что он, И. Д. Шухов, "выполнял задание немецкой разведки". Но какое именно "задание" ни сам следователь, ни Иван Денисович никак не могли придумать. Так и осталось в деле просто "задание".

 

Ни сам Заместитель Местоблюстителя, ни его НКВД-шные соавторы и редакторы не смогли придумать: какую кафедру? Так и оставили просто — кафедру. Официальный патриархийный справочник сообщает сухо и коротко:

Андрей Ухтомский 22.12(04.01).1913-1918: Уфимская

1920-1921: Уфимская паки

1921-1921: Томская

("Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943" стр. 962)

Вот и всё.

 

В другом разделе того же сергианского справочника более подробно, но тут епископ Андрей за что-то попал в одну компанию с красными попами Александром Введенским да Владимиром Красницким. Приходится предположить, что в Свято-Тихоновском, где справочник составляли, тоже шутники да балагуры трудятся, почтеннейшую публику веселят. ("Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943" стр. 903-904 )

 

Автор книги о епископе Андрее утверждает, что указ митрополита Петра о запрещении епископа Андрея в священнослужении — миф. Сочинитель и усердный распространитель мифа - мудрый старец. За что же так невзлюбил епископа Андрея сочинитель "Декларации" о радостях? За что ненавидят его сергианцы нынешнего ХХI века? Исключительно за то, что епископ Андрей и его единомышленники за 80 лет до меня поняли, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя просто ГЛУМИТСЯ над Святою Православною Церковью, что единственным неизбежным следствием "спасения Церкви" путем предательства и сотрудничества с сатанистами, извергами рода человеческого является разрушение Церкви Божией, сохранение формы, декорации и убийство её сущности.

 

<...>

Еп. Андрей увидел в "Декларации" митр. Сергия "квинтэссенцию цезарепапистского хамства", "по глубине своей антицерковности и предательства... нечто выдающееся и небывало скандальное". В своих мемуарных заметках владыка цитирует письмо к митр. Сергию еп. Ижевского Виктора (Островидова), имевшее широкое хождение (письмо известно во многих списках):

<...>

("Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского), стр. 195)

 

(далее - цит. по "Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943" сост. М. Е. Губонин, М., 1994, стр. 545-546)

<...>

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Глубокочтимый и дорогой Владыко.

 

В октябре месяце я с сыновней любовью возымел дерзновение высказать Вашему Высокопреосвященству свою скорбь по поводу начавшегося губительного разрушения Православной Церкви "в порядке управления".

 

Таковое разрушение Церкви Божией есть вполне естественное и неизбежное следствие того пути, на который поставило Вас Ваше "воззвание 16 июля" [ст. ст.] и которое для нас, смиренных и боящихся Бога, и для всех христолюбивых людей является совершенно неприемлемым.

 

От начала до конца оно исполнено тяжелой неправды и есть возмущающее душу верующего глумлениие над Святою Православною Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство Церкви Христовой на поругание "внешним" оно есть прискорбное отречение от своего спасения или отречения от Самого Господа Спасителя. Сей же грех, как свидетельствует Слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели, по Неложному Слову: "иже отречется Мене пред человеки" и проч.

 

Насколько было в наших силах, мы себя самих и нашу паству оберегали, чтобы не быть нам причастниками греха сего, и по этой причине самое воззвание возвратили обратно. Принятие воззвания являлось перед Богом свидетельством нашего равнодушия и безразличия в отношении к Святейшей Божьей Церкви, Невесте Христовой.

 

..

 

Что же в дальнейшем? В дальнейшем я бы молил Господа, и не только я но и вся Православная Церковь, чтобы Он не ожесточал сердца Вашего, как некогда сердца фараона, но дал бы Вам благодать сознания содеянного греха и покаяния на жизнь. Тогда все верующие в радости и слезах благодарения Богу опять придут к Вам, как к отцу, пастыри — как к первопастырю, и вся Церковь Русская, как к священной своей главе. Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, что и Церкви Божией, как дома благодатного спасения человека уже не остается, а сам получивший организацию перестает быть тем, чем он был, ибо написано: "Да будет двор его пуст и епископство его да примет ин", — то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации.

 

Что пользы, если мы, сделавшиеся по благодати Божией храмами Святого Духа, стали сами вдруг непотребны, а организацию себе получили. Нет. Пусть погибнет весь вещественный мир видимый, пусть в наших глазах важнее его будет верная гибель души, которой подвергается тот, кто представляет такие внешние предлоги для греха.

 

Если же ожесточение сердца пошло далеко и надежды на покаяние не остается, то и на сей исход мы имеем просвещающее нас слово: "Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся, и Я приму вас, и буду Вам во Отца и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18).

 

Вашего Высокопреосвященства Глубокочтимого Архипастыря во Христе брат, сердечно преданный

 

Виктор, епископ Ижевский и Вотский

 

16 декабря 1927г.

<...>

 

Книга о епископе Андрее лишний раз напоминает нам, забывчивым, кто есть кто в Православной Российской Церкви XX-XXI века.

 

 

 

Священник Георгий Эдельштейн

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение, автор которого — священник Георгий Эдельштейн, доступно на условиях лицензии Creative Commons Атрибуция — Без производных произведений
(Attribution-NoDerivs) 3.0 Unported
.
Основано на произведении с karabanovo.prihod.ru.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице karabanovo.prihod.ru.

 

КОММЕНТИРОВАТЬ В ЖЖ

 

Хроника одной судьбы.

послесловие во втором издании (1991) книги М. Зеленогорского «Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)»

 

 


Назад к списку

Share |
Каталог православных сайтов