+ приход Воскресения Христова + село Карабаново - Прот. Георгий Эдельштейн: Паки и паки об истории нашей Церкви в ХХ веке. И об историках.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Прот. Георгий Эдельштейн: Паки и паки об истории нашей Церкви в ХХ веке. И об историках.

ЧИТАТЬ И КОММЕНТИРОВАТЬ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 
Вчера мне подарили книгу Б.А. Филиппова "Очерки по истории России. ХХ век.", Свято-Тихоновский гуманитарный университет, М. 2009г. Учебное пособие.
 
Пособие оканчивается очень добрым и благожелательным очерком "О моих учителях". Прочитал, порадовался, поблагодарил автора. Вот, думаю, каждый из нас о своих учителях так бы написал хоть 30-40 страниц. У нас чаще встречаются "Очерки бурсы", "Прогулки по садам российской словесности".
 
Сразу после "Учителей" в книге Бориса Алексеевича помещен "Именной указатель". Боюсь, он не доставит радости ни одному читателю и ничьей благодарности не заслужит.
 
Прежде всего, совершенно непонятно, зачем он составлен. Невозможно понять, где эти имена в книге упоминаются, страницы, как принято, нигде не указаны.
 
Я начал читать "Указатель", естественно, с имени своего учителя, духовника, друга. О нем написано так:
"Эшлиман Николай (1929-2000) - бывший православный священник." Не очень много и совсем неверно. Действительно, отец Николай Эшлиман родился 10 августа 1929 года, в день Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия". Но умер рано, до 2000 года не дожил. Говорю об этом с полной уверенностью потому, что сам был на отпевании в храме пророка Илии в Черкизове, три часа стоял у гроба, читая Евангелие. На отпевании был и ныне здравствующий московский священник Николай Ведерников, они с Ниной Аркадьевной Ведерниковой пели на клиросе. В Москве, в Ново-Бутакове, живет дочь отца Николая, Мария Николаевна Эшлиман, у нее хранятся документы.
 
Отец Николай похоронен в деревне по Рублево-Успенскому шоссе, на могиле высокий деревянный крест, на нем даты рождения и смерти.
 
Николай Эшлиман был запрещен в священнослужении, но сана, насколько мне известно, лишен не был. Слово "бывший" вызывает сомнение, необходимо уточнить. В книге Д.В. Поспеловского "Русская Православная Церковь в ХХ веке" "Эшлиман Николай — священник РПЦ".
 
Почему Эшлиман — Николай, а его сотрудник Якунин (тоже, согласно "Именному указателю", "бывший священник") — Глеб Павлович? Отчество Эшлимана — Николаевич. Справочный аппарат необходимо составлять единообразно.
 
В "Очерках" Б.А. Филиппова Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров названы священномучениками. Это неверно. На антиминсе нашего зимнего храма, что в селе Карабаново, я на каждой Литургии читаю: " ...мучеников Юрия и Иоанна". И в православном календаре 31 июля (13 августа) они названы мучениками. Они оба были юристами, а не священнослужителями.
 
"В заботах о сохранении преемства власти церковной" Святейший Патриарх Тихон составил 25 декабря 1924г. (7 января 1925г.) завещание. В нем названы три митрополита:
1. Кирилл
2. Агафангел
3. Петр
Б.А. Филиппов в статье "Агафангел" датирует завещание 1925 годом, в статье "Кирилл" — 1924 годом, а в статье "Петр" о завещании не упоминает, источник его права забыт.
 
О митрополите Григории (Чукове) почему-то сказано, что он был митрополитом Ленинградским лишь в 1944-45 г.г. Это неверно. С 5(18) октября 1933г. по 22 января (2 февраля) 1945 года, т.е. до дня интронизации на Патриарший Престол, митрополитом Ленинградским бессменно был Алексий (Симанский). Григорий (Чуков) был митрополитом Ленинградским с 1945 по 1955 год. В ноябре того года, студентом выпускного курса института иностранных языков я присутствовал на отпевании, целовал крест в его руках.
 
Опять загадка: почему о Дудко уважительно "Дмитрий Сергеевич", а о Шпиллере лишь "Всеволод", без отчества? Зато дана краткая биография о. Всеволода: участвовал в Гражданской войне, эмигрировал, окончил..., кем рукоположен, где служил. К сожалению, не обошлось без коммунистического новояза: вместо: "в 1950 году переехал из оккупированной Болгарии в Совдепию", Б.А. Филиппов пишет: "в 1950 году вернулся на родину". Жаль, не довелось Борису Алексеевичу об этой "родине" с отцом Всеволодом на колокольне Свято-Никольского храма побеседовать. О Дмитрии Сергеевиче, которого о. Всеволод очень недолюбливал, именовал "глупой дудкой", только три слова:"священник Московской епархии".
 
Я очень любил отца Всеволода (нас познакомил о. Андрей Сергеенко, тоже эмигрант, в 1962 году). С первого дня знакомства (в Заветах Ильича, в доме о. Владимира Рожкова, когда крестили его дочь) я относился к о. Димитрию Дудко чуть менее уважительно, чем о. Всеволод Шпиллер. Но вынужден повторить, что так состалять "Именной указатель" нельзя, все статьи должны быть единообразны.
 
Почему Василий Иванович Грязнов — "праведный Василий Павлопосадский, местночтимый святой", а митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов), епископ Алексий (Буй) — не священномученики (допустим, местночтимые)? Они причислены к лику святых единой с нами РПЦЗ. Следовательно, они и наши святые. Даже если "мудрый старец" запретил их в священнослужении и не велел молиться о них. Историк не должен быть ангажирован Московской Патриархией.
 
Кое в чем я не совсем уверен. Я не знал, что Лев Львович Регельсон — православный священник. Я не знал, что преподобномученица Елизавета Романова была расстреляна. Отец Николай Эшлиман говорил в проповедях, что алапаевские мученики были брошены в шахту живыми, чтоб подольше страдали.
 
Нужно бы еще некоторые сведения проверить, я ведь не историк и даже не дилетант. Пишу только о том, что сам видел, слышал, знаю.
 
Наконец: "Эдельштейн Георгий (1932 г. р.) — иерей Русской Православной Церкви (1979), до принятия сана — заведующий кафедрой иностранных языков Костромского пединститута, кандидат филологических наук". Почему Александр Шаргунов — протоиерей, а я — просто иерей? Пустяк, но мне обидно.
 
Почему в статье обо мне указан год хиротонии, а в статье об Александре Шаргунове не указан? Пустяк, но ему обидно.
 
Почему Шаргунов — настоятель, а я — неведомо кто? Опять обидно. Почему он — Свято-Никольского храма, а я неведомо какого?
 
Почему его храм — на Большой Ордынке, а наш — неведомо где? Карабановцам обидно.
 
Я никогда и нигде не заведовал кафедрой иностранных языков. Двадцать лет я читал лекции по языкознанию и никогда не "принимал знаки" на межфаках. Обидно.
Когда я руководил научными работами студентов, я безусловно ставил двойки с минусом за подобные "Именные указатели". Некоторым оправданием Б.А. Филлипову может служить лишь то, что "Указатель имен" в "Истории" Д.В. Поспеловского Тоже составлен крайне небрежно. Но там хоть страницы указаны, где эти имена упомянуты.
 
Самое удивительное, что научный редактор "Очерков" — кандидат филологических наук В.В. Нехотин, специалист чрезвычайно опытный и добросовестный.
 
Карабаново, 24 мая 2011г.

Лицензия Creative Commons
Это произведение, автор которого — священник Георгий Эдельштейн, доступно на условиях лицензии Creative Commons Атрибуция — Без производных произведений
(Attribution-NoDerivs) 3.0 Unported
.
Основано на произведении с karabanovo.prihod.ru.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице karabanovo.prihod.ru.

 


Назад к списку

Share |
Каталог православных сайтов